09.11.2023 Работодателю
Организация образована несколько лет назад, в ней работают военнообязанные. При этом в организации никогда не вёлся воинский учёт. Сведения о приёме на работу и увольнении военнообязанных работников в военкомат не подавались. Как в этой ситуации поступить организации?
Если организация никогда не вела воинский учёт, его необходимо начать вести с текущего момента. При этом организации необходимо встать на учёт в военкомате или органе местного самоуправления.
Обоснуем ответ.
Все организации должны вести воинский учёт (независимо от форм собственности) (п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ (далее – Закон № 53-ФЗ), пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ). Воинский учёт ведётся в соответствии с Положением о воинском учёте, утв. постановлением Правительства России от 27.11.2006 № 719 (далее – Положение).
Если в организации не ведётся воинский учёт, это является нарушением. Для исправления ситуации организация должна сделать следующее.
Подготовить и подать в военкомат или в орган местного самоуправления по месту регистрации организации (при отсутствии военкомата) пакет документов для постановки работодателя на учёт. Поскольку в настоящее время нет порядка постановки организации на воинский учёт, утверждённого нормативными актами, процедура может отличаться в разных муниципальных образованиях (военкоматах). Поэтому рекомендуем обратиться в местный военкомат (ОМС) для дополнительных разъяснений.
Как правило, в пакет документов, которые необходимо представить, входят:
копии учредительных документов организации;
карточка учёта организации по форме № 18, утв. письмом Минкультуры от 21.10.2015 № 344-01-39-ВА;
приказ об организации воинского учёта в организации и назначении военно-учётного работника;
план работ по осуществлению воинского учёта (Приложение № 17 к Методическим рекомендациям);
должностная инструкция по ведению воинского учёта (см. Должностная инструкция специалиста по воинскому учёту).
После того как документы будут приняты, нужно получить в военкомате (органе местного самоуправления) справку о постановке организации на учёт.
Отметим, ответственность за непостановку организации на учёт в военкомате не наступает, однако без этого сдавать необходимую отчётность затруднительно, а несдача обязательной отчётности по воинскому учёту может повлечь ответственность.
Подготовить документы для ведения воинского учёта.
А именно:
издать приказ об организации воинского учёта (образец приказа приведён в Приложении № 4 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учёта, утв. Генштабом ВС РФ 11.07.2017) (далее – Методические рекомендации). В этом приказе указываются лица, ответственные за ведение воинского учёта в организации;
разработать план по организации воинского учёта граждан (форма плана приведена в Приложении № 17 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учёта, утв. Генштабом ВС РФ 11.07.2017);
создать карточку гражданина, подлежащего воинскому учёту в организации, по форме № 10, которая приведена в Приложении № 22 к Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учёта, утв. приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 № 700 (далее – Инструкция). Такую карточку нужно оформить на каждого сотрудника, который подлежит воинскому учёту. Для хранения карточек работников, подлежащих воинскому учёту, необходимо организовать картотеку;
создать журнал проверок воинского учёта и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооружённых Сил РФ. Журнал ведётся по форме, приведённой в Приложении № 29 к Инструкции;
разработать номенклатуру дел по воинскому учёту, для этого можно использовать форму, приведённую в Приложении № 1 к Правилам, утв. приказом Росархива от 31.07.2023 № 77.
Приказ об организации воинского учёта и план работы по организации воинского учёта граждан до их утверждения руководителем организации необходимо согласовать с военкоматом. О том, как проходит согласование, рекомендуем уточнить в своём военкомате.
Подробнее об оформлении документов для ведения воинского учёта см. статью.
Сообщать в военкомат о приёме на работу и об увольнении военнообязанных работников по форме, приведённой в Приложении № 2 к Положению. Делать это необходимо в течение 5 календарных дней с даты приёма на работу или увольнения (п. 1 ст. 4 Закона № 53-ФЗ, пп. "а" п. 32 Положения).
За несообщение указанных сведений организации грозит ответственность. Так, если такое нарушение совершено до 1 октября 2023 года, штраф для руководителя организации или для должностного лица составит от 1 000 до 5 000 рублей (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ). По нарушениям, совершенным после 1 октября 2023 года, размер штрафа составляет для должностных лиц от 40 000 до 50 000 рублей (ст. 21.4 КоАП РФ).
Отметим, что срок давности для привлечения к ответственности за нарушения в области воинского учёта составляет три года со дня совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Следовательно, если сотрудники были приняты на работу или уволены более трёх лет назад от текущего момента, подавать об этом сведения в военкомат сейчас не нужно.
По сотрудникам, принятым и уволенным менее трёх лет назад, можно подать сведения, при этом, скорее всего, организацию привлекут к ответственности, но штраф не превысит 5 000 руб. за каждое несообщение. Отметим, что самостоятельно военкомат может выявить такое нарушение только в ходе проверки работодателя. На текущий момент порядок таких проверок не определён законодательством.
Напомним, что действующий Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (далее – Закон № 248-ФЗ) о государственном и муниципальном контроле ввёл риск-ориентированный подход при проведении проверок. При этом в письме Минобороны России от 01.12.2021 № 315/2/5053 указано, что организация воинского учёта в организациях входит в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации и регулируется Законом от 26.02.1997 № 31-ФЗ. При этом деятельность федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в РФ не относится к государственному и муниципальному контролю. Таким образом, военкоматы не могут проверять работодателей в соответствии с Законом № 248-ФЗ. Иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок проверки организаций, на текущий момент нет.
Сдавать иную отчётность в военкомат.
Речь идёт об уведомлении об изменении сведений о гражданах, состоящих на воинском учёте, уведомлении о работниках, вставших и не вставших на воинский учёт, и др.).
Подробнее о представлении в военкомат отчётности по воинскому учёту см. статью.
Источник: информационная система 1С:ИТС
Дополнительная информация по телефону
Подпишитесь на рассылку для бухгалтеров: новости, акции, мероприятия и полезная
информация.
Подробнее о наших рассылках
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Подпишитесь на рассылку для руководителей: новости, акции, мероприятия и
полезная информация.
Подробнее о наших рассылках
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных.
Принимаю