Организация получила от прокуратуры представление с требованием установить заработную плату не ниже среднеотраслевого уровня. В настоящее время у организации нет возможности увеличить заработную плату в связи низкой рентабельностью, связанной с повышением цен на ГСМ, запчасти, электричество. Правомерно ли требование прокуратуры? Заработная плата соответствует минимальному уровню, установленному по региону.
Прокуратура не вправе требовать повышения заработной платы до среднеотраслевого уровня. Если заработная плата работников превышает размер региональной заработной платы, то работодателя нельзя привлечь к ответственности за нарушение трудового законодательства. При этом работодателю безопаснее придерживаться размера оплаты труда на уровне среднеотраслевых значений. Поясним.
Заработная плата работникам устанавливается с учётом требований трудового законодательства. Размер заработной платы зависит от квалификации сотрудника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы (ч. 1 ст. 129 ТК РФ).
Установленные ежемесячные размеры заработной платы за полностью отработанное в течение месяца рабочее время и выполненные нормы труда (трудовые обязанности) не должны быть ниже:
Трудовой кодекс РФ не содержит требования устанавливать заработную плату на уровне среднеотраслевых значений. Следовательно, работодателя нельзя привлечь к ответственности за нарушение, поскольку нет нормы, которая была бы нарушена. Если прокуратура запрашивает (требует) у организации пояснения по размеру заработной платы, можно назвать факторы, которые влияют на размер оплаты труда в организации. Например, низкую рентабельность (в связи с повышением цен на ГСМ, запчасти, электричество), убытки, сокращение объёмов продаж и т. д.
Отметим, если прокуратура проводит проверку по факту выплаты зарплаты в размере, который меньше размера в среднем по отрасли, она может обнаружить другие правонарушения, например, заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения, и за это привлечь к ответственности. Так произошло в деле, рассмотренном Череповецким городским судом Вологодской области (см. решение от 22.10.2018 по делу № 12-928/2018).
Также обращаем внимание на следующее.
Постановлением Правительства России от 03.05.2024 № 571 утверждено Положение о создании и деятельности межведомственных комиссий субъектов РФ по противодействию нелегальной занятости (далее – Положение). Этот документ вступил в силу 12 мая 2024 года. Создание таких комиссий предусмотрено ст. 67 Федерального закона от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» для борьбы с нелегальной занятостью сотрудников и серыми зарплатами.
Комиссии могут запрашивать в ИФНС информацию о работодателях, включая информацию, составляющую налоговую тайну. Такие комиссии вправе вызывать на заседания работодателей, которых заподозрят в нарушении порядка оформления трудовых отношений или в занижении зарплаты (пп. «г» п. 13 Положения). На комиссию могут вызвать работодателя, который платит заработные платы более чем на 35 % ниже, чем в среднем по отрасли (п. 4 Перечня, утв. приказом Минтруда России от 02.02.2024 № 40н). Таким образом, если разрыв со среднеотраслевой зарплатой меньше 35 %, то на комиссию вызвать не могут. Узнать среднемесячный размер зарплаты в отрасли можно здесь.
Напомним, что межведомственная комиссия является координационным органом. Полномочий по государственному контролю (надзору), а также муниципальному контролю у неё нет. Иначе говоря, она не вправе проводить проверки работодателей и привлекать их к ответственности за нарушения.
При этом, полагаем, что за неявку на комиссию, организации может грозить ответственность по ст. 19.4 КоАП РФ в виде штрафа для должностных лиц в размере от 2000 до 4000 руб.
По этой норме ранее привлекали к ответственности за неявку на комиссию по налогам при выплате зарплаты ниже среднеотраслевой (см. постановления Пермского краевого суда от 22.05.2019 по делу № 44-а-611/2019 и от 27.09.2018 по делу № 44-а-1329/2018, решения Промышленного районного суда города Смоленска от 16.10.2018 по делу № 12-428/2018, Красногвардейского районного суда города Санкт-Петербурга от 01.10.2018 по делу № 12-560/2018).
Источник: информационная система 1С:ИТС
Актуальные новости, акции, мероприятия и полезная информация
ПодписатьсяРаньше организация доставки в компании «Сервис-Партнёр» была завязана на ручных операциях: сотрудники обрабатывали сотни документов, сталкивались замедлением логистики и угрозой штрафов за срыв сроков. Внедрение «1С:Управление нашей фирмой» помогло ускорить работу и оформление всех документов.
Читайте в новостях 1С:ИТС. А также вас ждёт другая полезная информация: Утверждена единая предельная база по взносам на 2026 год. Отчитываться ли ИП в ИФНС в случае прекращения деятельности на УСН?
Размещена видеозапись лекции от 5 ноября 2025 года.
Подпишитесь на рассылку: новости, акции, мероприятия и полезная информация. Подробнее о наших рассылках
Нажимая кнопку "Подписаться", вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных.
Принимаю