Порядок проведения спецоценки рабочих мест дополнен новыми правилами
19.05.2016
Сопровождение 1С
Документ
Федеральный закон от
01.05.2016 № 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федеральный закон "О специальной оценке условий труда".
Комментарий
Федеральный закон от
28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее – Закон о спецоценке) дополнен рядом новых положений, касающихся проведения спецоценки рабочих мест. Эти изменения внесены Федеральным законом от
01.05.2016 № 136-ФЗ (далее – Закон № 136-ФЗ) и вступили в силу с 01.05.2016. Специальная оценка условий труда в организации (далее – спецоценка) осуществляется сторонней организацией по заказу работодателя. В ходе спецоценки анализируются условия труда работников на отдельных рабочих местах. Цель спецоценки – выявление вредных и опасных производственных факторов, влияющих на работника (
ч. 1 ст. 3 Закона о спецоценке).
Работники могут инициировать выявление вредных факторов на рабочем месте
С 01.05.2016 работники могут обращаться к работодателю с предложениями по выявлению на рабочих местах потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Ранее такого права у работников не было. Соответствующее изменение внесено в
п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона о спецоценке.
При этом работодателей обязали сообщать о таких предложениях работников организации, проводящей спецоценку условий труда. Это следует из новой редакции п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона о спецоценке (
п.п. 1,
2 ст. 2 Закона № 136-ФЗ).
Определен перечень полномочий эксперта, проводящего спецоценку
Статья 10 Закона о спецоценке дополнена частью 8, которая позволяет эксперту, проводящему спецоценку (
пп. "б" п. 4 ст. 2 Закона № 136-ФЗ):
- изучать документацию, характеризующую технологический процесс, используемое на рабочем месте производственное оборудование, материалы, сырье;
- изучать документацию, регламентирующую обязанности работника, занятого на конкретном рабочем месте;
- обследовать рабочее место;
- знакомиться с работами, фактически выполняемыми работником;
- проводить иные мероприятия согласно методике проведения спецоценки.
Напомним, что ранее конкретные права эксперта при определении перечня в законе не приводились. Указывалось лишь, что эксперты проводят исследования (испытания) и измерения, по результатам которых дают оценку условиям труда (
ч. 3 ст. 12 Закона о спецоценке).
Новая обязанность работодателя уведомлять организацию, проводившую спецоценку об утверждении ее отчета
По общему правилу (
ч. 1 и
2 ст. 15 Закона о спецоценке) результатом оценки рабочих мест специализированной организацией является отчет. Этот документ направляется работодателю для подписания и утверждения членами комиссии, создаваемой работодателем.
С 01.05.2016 на работодателя возложена новая обязанность. В течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом организацию, проводившую спецоценку. Направить такое уведомление можно любым доступным способом, позволяющим получить подтверждение такого уведомления адресатом (например, передать с курьером под подпись ответственного лица, направить по почте с уведомлением о вручении и т.д.). Кроме того, необходимо направить в ту же организацию копию отчета о проведении оценки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. Статья 15 Закона о спецоценке дополнена соответствующим
п. 5.1 (
пп. "в" п. 8 ст. 2 Закона № 136-ФЗ).
Изменены сроки проведения внеплановой спецоценки
Ранее действовал единый срок проведения внеплановой спецоценки условий труда – шесть месяцев со дня наступления основания для ее проведения (
ч. 2 ст. 17 Закона о спецоценке). С 01.05.2016 это правило изменено. Для отдельных случаев срок проведения внеплановой проверки увеличен до 12 месяцев (
пп. "б" п. 9 ст. 2 Закона № 136-ФЗ). К ним относятся:
- ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
- изменение технологического процесса или замена производственного оборудования).
Эта же статья дополнена частью 4, согласно которой если внеплановая спецоценка проводится на основании
п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о спецоценке (то есть на основании предписания инспектора труда), на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников на рабочих местах, в отношении которых проводится оценка (
пп. "в" п. 9 ст. 2 Закона № 136-ФЗ).
Оснований для проведения внеплановой проверки стало больше
Основания для прекращения действия декларации соответствия условий труда требованиям охраны труда и проведения внеплановой спецоценки перечислены в
ч. 5 ст. 11 Закона о спецоценке. Такими основаниями являются:
- несчастный случай на производстве (кроме несчастных случаев, произошедших по вине третьих лиц);
- выявление у работника профессионального заболевания, причиной которого явилось воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов.
С 01.05.2016 поводом для прекращения декларации и проведения внеплановой спецоценки может также стать выявление в ходе проверки трудовой инспекцией нарушений государственных требований охраны труда (
пп. "б" п. 5 ст. 2 Закона № 136-ФЗ).
Введены новые условия, при которых внеплановая спецоценка не проводится
Статья 17 Закона о спецоценке дополнена нормой, согласно которой внеплановая спецоценка может не проводиться:
- в случае изменения Ф.И.О. работодателя-ИП;
- реорганизации работодателя-юрлица;
- изменения рабочего места.
Внеплановая спецоценка не проводится, если перечисленные события не создали оснований для внеплановой спецоценки, предусмотренных
п. 3 – 5 и
7 ч. 1 ст. 17 Закона о спецоценке (
пп. "г" п. 9 ст. 2 Закона № 136-ФЗ). Причем решение о непроведении внеплановой спецоценки должно приниматься комиссией, которую созывает работодатель. Эта норма также вступила в силу с 01.05.2016.
Ранее
ст. 17 Закона о спецоценке содержала только перечень оснований и сроков проведения внеплановой спецоценки. Однако Минтруд России в письмах отмечал, что внеплановая проверка не проводится, если происходит реорганизация (письмо от 24.04.2015 № 17-3/В-215), меняются наименование и реквизиты работодателя (письмо от
21.05.2015 № 15-1/ООГ-2852 и др).
Обновлены правила передачи результатов спецоценки в информационную систему
По общему правилу сведения об итогах спецоценки предоставляются в Минтруд России, который является оператором информационной системы учета этих результатов. Предоставляются эти сведения организацией, проводившей спецоценку (
ч. 1 ст. 18 Закона о спецоценке). Указанную обязанность необходимо исполнить в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о спецоценке (
ч. 3 ст. 18 Закона о спецоценке). Порядок подачи таких сведений утвержден приказом Минтруда России от 03.11.2015 № 843н.
Сведения, которые передаются в информационную систему, перечислены в
ч. 2 ст. 18 Закона о спецоценке. Одним из таких сведений является класс (подкласс) условий труда на данном рабочем месте и в отношении каждого вредного и (или) опасного производственного фактора. С 01.05.2016 необходимо указывать не только сам класс (подкласс), но и информацию о его снижении (если оно имело место) на основании оценки эффективности средств индивидуальной защиты работников. Кроме того, введен новый вид сведений, которые необходимо передавать в Минтруд. Это сведения о принятии федеральным органом исполнительной власти решения о прекращении действия декларации соответствия условий труда государственным нормативам. Об этом говорится в новом
п. "и" ч. 2 ст. 18 Закона о спецоценке (
пп. "б" п. 10 ст. 2 Закона № 136-ФЗ).
Как следует из новой редакции
ч. 1 ст. 18 Закона о спецоценке, с 01.05.2016 в информационную систему передаются все необходимые сведения, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну. Ранее такого исключения в законе не было.
Новое в декларировании соответствия условий труда государственным нормативам
По общему правилу, действовавшему до 01.05.2016 (
п. 1 ст. 11 Закона о спецоценке), декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда могла оформляться и подаваться работодателем только в тех случаях, когда опасные факторы на рабочих местах не выявлены. Согласно новому правилу декларация может быть оформлена также в тех случаях, когда условиям труда присвоен класс вредности "оптимальный" или "допустимый" (
ч. 1 ст. 3 Закона № 136-ФЗ). Исключение составляют рабочие места, указанные в
ч. 6 ст. 10 Закона о спецоценке. В отношении этих рабочих мест идентификация вредных и опасных факторов не осуществляется.
Если на дату 01.05.2016 декларация соответствия уже была оформлена и подана, однако у работодателя есть рабочие места, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать уточненную декларацию, указав в ней данные рабочие места (
ч. 1,
4 ст. 3 Закона№ 136-ФЗ).
Другие новости 1С:ИТС
-
Можно ли учесть в расходах выплату сотруднику среднего заработка, если его размер рассчитан по правилам работодателя?
Подробнее...
-
В каком случае организация может учесть расходы на содержание здравпункта?
Подробнее...
-
Можно ли лишить премии за систематическое нарушение режима работы, установленного работодателем?
Подробнее...
-
Отмена установленной скидки к тарифу взносов "на травматизм" – нарушение со стороны ФСС России.
Подробнее...
-
Какая ставка НДС применяется экспедитором, если он организует перевозку импортного груза по территории РФ?
Подробнее...
-
Можно ли установить выплату выходного пособия (компенсации) только в соглашении о расторжении трудового договора?
Подробнее...
-
Можно ли приостановить операции по банковскому счету, на который перечислен обеспечительный платеж?
Подробнее...
-
В каком периоде включается в расходы дебиторская задолженность ликвидированного должника?
Подробнее...
-
Нужно ли налоговому резиденту РФ платить НДФЛ с материальной выгоды при получении кредита от иностранной организации?
Подробнее...
-
После упразднения ФМС России какой орган необходимо уведомлять о принятии на работу или увольнении иностранного работника?
Ответ пользователю...
-
-
Если у вас нет доступа к материалам ИТС, предлагаем вам заключить договор на Информационно-Технологическое Сопровождение, и вы сможете читать все материалы, публикуемые в системе 1С:ИТС, а также получать техническую поддержку при работе в программах "1С".
Дополнительную информацию вы можете получить по телефону
+7 (3952) 78-00-00
Все новости ➔