Форус

Об изменениях в Налоговом кодексе, о расходах на подготовку кадров, о реализации имущества банкрота

<div style="text-align: justify;"> <h3><span style="font-weight: bolder;">Внесены очередные изменения в первую и вторую части НК РФ</span></h3> <p><b>Документ</b></p> <p>Федеральный закон <a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:70319182:1" target="_blank" >от 23.07.2013 № 248-ФЗ</a> &quot;О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ&quot;</p> <p><b>Комментарий</b></p> <p>Федеральный закон <a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:70319182:1" target="_blank" >от 23.07.2013 № 248-ФЗ</a> внес ряд поправок в Налоговый кодекс РФ. Рассмотрим их подробнее.</p> <p></p> <p><b>Изменен порядок уведомления налоговых органов о деятельности организаций</b></p> <p>Теперь налогоплательщики не должны уведомлять инспекцию о своем участии в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью (<a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:70319182:1:141" target="_blank" >пп. &quot;а&quot; п. 4 ст. 1 Федерального закона</a> от 23.07.2013 № 248-ФЗ).</p> <p>Не нужно также уведомлять налоговиков и о реорганизации и ликвидации юридического лица (<a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:70319182:1:142" target="_blank" >пп. &quot;б&quot; п. 4 ст. 1 Федерального закона</a>от 23.07.2013 № 248-ФЗ).</p> <p>Данные изменения вступают в силу с 24 августа 2013 года, за исключением отдельных положений.</p> <p></p> <p><b>Уточнен порядок направления инспекциями документов, способ представления которых прямо не установлен НК РФ</b></p> <p>Так, если порядок передачи документов, направляемый налоговыми органами при реализации их полномочий в сфере налоговых правоотношений, прямо не прописан в НК РФ, они направляются лицу, которому адресованы, или его представителю под расписку, заказным письмом или могут быть переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. При этом если лицо обязано представлять декларацию в электронной форме, то инспекция отсылает ему эти документы по телекоммуникационным каналам связи (<a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:70319182:1:15" target="_blank" >п. 5 ст. 1 Федерального закона</a> от 23.07.2013 № 248-ФЗ).</p> <p>Данные изменения вступают в силу с 24 августа 2013 года, за исключением отдельных положений.</p> <p></p> <p><b>Расширен перечень обязанностей налоговых органов</b></p> <p>Инспекции обязаны теперь представлять налогоплательщикам справки о состоянии расчетов по процентам, об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов.</p> <p>Справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам выдаются в течение 5 дней, а справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов – в течение 10 дней со дня поступления в инспекцию соответствующего запроса (<a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:70319182:1:161" target="_blank" >пп. &quot;а&quot; п. 6 ст. 1 Федерального закона</a> от 23.07.2013 № 248-ФЗ).</p> <p>На налоговые органы также возложена обязанность предоставлять выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков (<a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:70319182:1:164" target="_blank" >пп. &quot;г&quot; п. 6 ст. 1 Федерального закона</a> от 23.07.2013 № 248-ФЗ).</p> <p>Данные изменения вступают в силу с 24 августа 2013 года, за исключением отдельных положений.</p> <p></p> <p><b>Уточнен порядок взыскания налога, сбора, пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах в банках и электронных денежных средств</b></p> <p>Комментируемый закон определил перечень случаев, когда решение инспекции на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика может приостанавливаться (<a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:70319182:1:172" target="_blank" >пп. &quot;б&quot; п. 7 ст. 1 Федерального закона</a> от 23.07.2013 № 248-ФЗ). Это может происходить:</p> <ul> <li>при принятии инспекцией решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога;</li> <li>при наложении ареста на денежные средства (электронные денежные средства) налогоплательщика (налогового агента), находящиеся в банках;</li> <li>по решению вышестоящего налогового органа в случаях, предусмотренных НК РФ.</li> </ul> <p>При этом действие поручения на списание и перечисление средств возобновляется по решению инспекции об отмене приостановления.</p> <p>Кроме того, установлен перечень оснований, по которым инспекция может отозвать неисполненные (полностью или частично) поручения на списание и перечисление денег. К таким основаниям относятся:</p> <ul> <li>изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа в соответствии с <a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:10800200:1:20009" target="_blank" >главой 9 НК РФ</a>;</li> <li>исполнение обязанности налогоплательщиком, в том числе в связи с произведенным зачетом;</li> <li>списание недоимки, задолженности по пеням и штрафам, процентов, признанных безнадежными к взысканию в соответствии с со <a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:10800200:1:59" target="_blank" >ст. 59 НК РФ</a>;</li> <li>уменьшение сумм налога, сбора, пени по уточненной налоговой декларации;</li> <li>если банк предоставил инспекции информацию об остатках денежных средств на других счетах (остатках электронных денежных средств) налогоплательщика в целях исполнения решения о взыскании.</li> </ul> <p>Данные изменения вступают в силу с 24 августа 2013 года, за исключением отдельных положений.</p> <p></p> <p><b>Установлен порядок округления суммы налогов</b></p> <p>Теперь указано, что сумма налога исчисляется в полных рублях. При этом сумма менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 и более копеек округляется до полного рубля (<a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:70319182:1:19" target="_blank" >п. 9 ст. 1 Федерального закона</a> от 23.07.2013 № 248-ФЗ).</p> <p>Напомним, что ранее такой порядок был установлен только для НДФЛ.</p> <p>Данное изменение вступает в силу с 1 января 2014 года.</p> <p></p> <p><b>Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежной</b></p> <p>Теперь установлено еще одно основание, по которому недоимка и задолженность по пеням и штрафам признается безнадежной к взысканию. Это вынесение постановления о прекращении исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания недоимки в случае, если через пять лет с даты ее образования ее размер в совокупности с размером задолженности по пеням и штрафам не превышает 100 тыс. рублей для организации и 10 тыс. рублей для граждан (<a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:70319182:1:1101" target="_blank" >пп. &quot;а&quot; п. 10 ст. 1 Федерального закона</a> от 23.07.2013 № 248-ФЗ, <a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:85181:1:602" target="_blank" >п. 2 ст. 6 Федерального закона</a> от 26.10.2002 № 127-ФЗ).</p> <p>При этом соответствующее решение принимается налоговым органом по месту учета налогоплательщика (<a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:70319182:1:1102" target="_blank" >пп. &quot;б&quot; п. 10 ст. 1 Федерального закона</a> от 23.07.2013 № 248-ФЗ).</p> <p>Данные изменения вступают в силу с 24 августа 2013 года, за исключением отдельных положений.</p> <p></p> <p><b>Скорректирован порядок изменения срока уплаты налога и сбора, пени и штрафа</b></p> <p>Комментируемый закон внес коррективы в порядок изменения срока уплаты налога и сбора, пени и штрафа. Так, заявление о предоставлении инвестиционного кредита теперь не обязательно подавать одновременно с заявлением об отсрочке или рассрочке по уплате налога и (или) сбора (<a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:70319182:1:1121" target="_blank" >пп. &quot;а&quot; п. 12 ст. 1 Федерального закона</a> от 23.07.2013 № 248-ФЗ).</p> <p>Кроме того, установлено, что изменение срока уплаты налога и сбора может быть обеспечено, помимо залога имущества и поручительства, еще и банковской гарантией (<a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:70319182:1:1122" target="_blank" >пп. &quot;б&quot; п. 12 ст. 1 Федерального закона</a> от 23.07.2013 № 248-ФЗ).</p> <p>Данные изменения вступают в силу с 24 августа 2013 года, за исключением отдельных положений.</p> <p></p> <p><b>Изменен срок направления требования об уплате налога по результатам налоговой проверки</b></p> <p>Он составляет теперь 20 дней, ранее был установлен срок 10 дней. При этом, если недоимка и задолженность по пеням и штрафам, относящейся к ней, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога направляется налогоплательщику не позднее одного года со дня ее выявления. Аналогичный срок установлен и для требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов (<a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:70319182:1:1172" target="_blank" >подпункты &quot;б&quot;</a> и <a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:70319182:1:1173" target="_blank" >&quot;в&quot; п. 17 ст. 1 Федерального закона</a> от 23.07.2013 № 248-ФЗ).</p> <p>Данные изменения вступают в силу с 24 августа 2013 года, за исключением отдельных положений.</p> <p></p> <p><b>Банковская гарантия – новый способ обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов</b></p> <p>Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов теперь может обеспечиваться не только залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика, но и банковской гарантией (<a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:70319182:1:119" target="_blank" >пп. 19 ст. 1 Федерального закона</a> от 23.07.2013 № 248-ФЗ).</p> <p>Так, <a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:70319182:1:7412" target="_blank" >п. 2 ст. 74.1 НК РФ</a> устанавливает, что в силу банковской гарантии банк (гарант) обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налога и соответствующих пеней, если последний не сделает это сам в установленный срок. При этом предоставить ее может лишь банк, включенный в перечень, утвержденный Минфином России.</p> <p>Кроме того, установлен перечень требований, предъявляемых к банковской гарантии (<a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:70319182:1:119" target="_blank" >п. 19 ст. 1 Федерального закона</a> от 23.07.2013 № 248-ФЗ):</p> <ul> <li>она должна быть безотзывной и непередаваемой;</li> <li>не может содержать указание на представление налоговым органом гаранту документов, которые не предусмотрены <a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:70319182:1:741" target="_blank" >ст. 74.1 НК РФ</a>;</li> <li>срок банковской гарантии должен превышать срок исполнения обязанности по уплате налога не менее чем на 6 месяцев;</li> <li>сумма гарантии должна покрывать в полном объеме обязанности налогоплательщика по уплате налога и пеней, если иное не предусмотрено НК РФ;</li> <li>она должна предусматривать применение налоговым органом мер по взысканию с гаранта сумм, если он не выплатил их в установленный срок.</li> </ul> <p>Необходимо отметить, что указанная гарантия обязательна для исполнения банком. При этом единственным основанием для отказа в удовлетворении требований инспекции для гаранта является окончание срока, на который гарантия выдана. Данные изменения вступают в силу с 1 октября 2013 года.</p> <p></p> <p><b>Изменен порядок наложения ареста на имущество</b></p> <p>Нововведением является тот факт, что по просьбе организации-налогоплательщика инспекция может заменить арест имущества залогом (<a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:70319182:1:1213" target="_blank" >пп. &quot;в&quot; п. 21 ст. 1 Федерального закона</a> от 23.07.2013 № 248-ФЗ).</p> <p>Необходимо отметить, что теперь инспекция может наложить арест на имущество организации до вынесения решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика. Это возможно после вынесения решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах в банках (электронных денежных средств) в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ (<a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:70319182:1:1211" target="_blank" >пп. &quot;а&quot; п. 21 ст. 1 Федерального закона</a> от 23.07.2013 № 248-ФЗ). При этом арест возможен только в случае, если на счетах организации выявлен недостаток или отсутствие денежных средств (отсутствуют электронные денежные средства) или если у инспекции нет информации о счетах организации (реквизитах корпоративного электронного средства платежа).</p> <p>Данные изменения вступают в силу с 24 августа 2013 года, за исключением отдельных положений.</p> <p></p> <p><b>Изменен порядок определения места нахождения транспортных средств</b></p> <p>Так, местом нахождения транспортных средств, не являющихся морским, речным и воздушным транспортом, признается место нахождения (жительства) их собственника (<a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:70319182:1:1243" target="_blank" >пп. &quot;в&quot; п. 24 ст. 1 Федерального закона</a> от 23.07.2013 № 248-ФЗ). Ранее местом их нахождения также признавалось место государственной регистрации.</p> <p></p> <p><b>Изменены сроки представления письменных возражений</b></p> <p>Увеличен срок представления возражений на результаты налоговой проверки. Теперь он составляет один месяц (<a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:70319182:1:130" target="_blank" >п. 30 ст. 1 Федерального закона</a> от 23.07.2013 № 248-ФЗ). Напомним, что ранее возражения по акту налоговой проверки надо было предоставить в течение 15 дней с момента его получения.</p> <p>Следует также отметить, что комментируемым законом изменен порядок производства по делам о правонарушениях. Так, увеличен срок для представления в налоговый орган письменных возражений по акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям. Он составляет один месяц (<a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:70319182:1:1321" target="_blank" >пп. &quot;а&quot; п. 32 ст. 1 Федерального закона</a> от 23.07.2013 № 248-ФЗ).</p> <p>Кроме того, установлен срок, в течение которого инспекция обязана ознакомить лицо, в отношении которого проведена налоговая проверка, с материалами проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. Он составляет 2 дня (<a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:70319182:1:1311" target="_blank" >пп. &quot;а&quot; п. 31 ст. 1 Федерального закона</a> от 23.07.2013 № 248-ФЗ).</p> <p></p> <p><b>Обнаруженная в ходе налоговой проверки сумма излишне возмещенного налога признается недоимкой</b></p> <p>Комментируемым законом установлено, что обнаруженная в ходе налоговой проверки сумма излишне возмещенного налога признается недоимкой со дня фактического получения налогоплательщиком средств (в случае возврата налога) или со дня принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению (в случае зачета налога). Такие нововведения отражены в <a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:70319182:1:1312" target="_blank" >пп. &quot;б&quot; п. 31 ст. 1 Федерального закона</a> от 23.07.2013 № 248-ФЗ.</p> <p>Данные изменения вступают в силу с 24 августа 2013 года, за исключением отдельных положений.</p> <p></p> <p><b>Ответственность за налоговые правонарушения</b></p> <p>Изменена формулировка п. 2 ст. 126 НК РФ. Теперь за непредставление сведений о налогоплательщике к ответственности могут привлекаться не только организации, но и физические лица (<a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:70319182:1:1351" target="_blank" >пп. &quot;а&quot; п. 35 ст. 1 Федерального закона</a> от 23.07.2013 № 248-ФЗ). При этом размер штрафа для физических лиц ограничен тысячей рублей.</p> <p>Данное изменение вступает в силу с 1 января 2014 года.</p> <p>Кроме того, изменению подверглась формулировка абз. 3 п. 3 ст. 120 НК РФ. Из данной нормы убрано указание на субъект правонарушения – налогоплательщики. Исходя из этого, можно сделать вывод, что к ответственности за грубые нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения может быть привлечен не только налогоплательщик, но и налоговый агент (<a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:70319182:1:1342" target="_blank" >пп. &quot;б&quot; п. 34 ст. 1 Федерального закона</a> от 23.07.2013 № 248-ФЗ).</p> <p>Помимо этого, ответственность в рамках данной нормы распространяется теперь и на предпринимателей (<a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:70319182:1:1341" target="_blank" >пп. &quot;а&quot; п. 34 ст. 1 Федерального закона</a> от 23.07.2013 № 248-ФЗ).</p> <p>Комментируемый закон внес изменения в порядок привлечения к ответственности за отказ от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки. Ранее за эти деяния наступала ответственность по <a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:10800200:1:12901" target="_blank" >ст. 129.1 НК РФ</a>. С 1 января 2014 года ответственность за них будет наступать по ст. 126 НК РФ. При этом по <a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:10800200:1:12901" target="_blank" >ст. 129.1 НК РФ</a> инспекция сможет привлечь за непредставление (несвоевременное представление) истребуемой информации (<a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:70319182:1:1292" target="_blank" >пп. &quot;б&quot; п. 29 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ</a>).</p> <p>Данные изменения вступают в силу с 24 августа 2013 года, за исключением отдельных положений.</p> <p></p> <p><b>Изменен порядок возврата (зачета) НДС</b></p> <p>Теперь, если налогоплательщик не представил заявление о возврате (зачете) НДС до дня вынесения решения о возмещении, то налог возвращается в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ. При этом положения п.п. 7 – 11 ст. 175 НК РФ, регламентирующие начисление процентов за несвоевременное возмещение налога, применяться не будут.</p> <p>Изменения коснулись и заявительного порядка возмещения НДС. Так, срок банковской гарантии в данном случае должен истекать не ранее чем через восемь месяцев со дня подачи декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению (<a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:70319182:1:23" target="_blank" >п. 3 ст. 2 Федерального закона</a> от 23.07.2013 № 248-ФЗ).</p> <p>Данные изменения вступают в силу с 1 октября 2013 года.</p> <p> <br /> </p> <h3>Право на применение освобождения по НДС по п. 3 ст. 149 НК РФ необходимо подтверждать по требованию налогового органа</h3> <p><b>Документ</b></p> <p>Постановление ФАС Уральского округа от 08.07.2013 № Ф09-5197/12</p> <p><b>Ситуация</b></p> <p>Организация осуществляла операции займа, которые освобождаются от обложения НДС (<a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:10800200:1:149315" target="_blank" >пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ</a>). Во время камеральной проверки инспекция истребовала документы по операциям займа, чтобы налогоплательщик подтвердил право на освобождение от НДС. Организация посчитала, что требование налогового органа необоснованно, поскольку запрос такого подтверждения не предусмотрен Налоговым кодексом РФ (<a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:10800200:1:887" target="_blank" >п. 7 ст. 88 НК РФ</a>).</p> <p><b>Позиция налогового органа</b></p> <p>Налогоплательщик должен был доказать, что правомерно не облагал НДС операции займа. Для этого следовало представить истребованные налоговым органом документы (<a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:10800200:1:886" target="_blank" >п. 6 ст. 88 НК РФ</a>). Поскольку эта обязанность не была исполнена в срок, инспекция привлекла организацию к ответственности по <a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:10800200:1:126" target="_blank" >ст. 126 НК РФ</a>.</p> <p><b>Позиция суда (решение в пользу налогового органа)</b></p> <p>Суд встал на сторону инспекции и указал следующее.</p> <p>При проведении камеральных проверок налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие их право на эти льготы (<a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:10800200:1:886" target="_blank" >п. 6 ст. 88 НК РФ</a>). Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог (<a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:10800200:1:5601" target="_blank" >п. 1 ст. 56 НК РФ</a>). Таким образом, освобождение от исполнения обязанностей по уплате НДС, предусмотренное <a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:10800200:1:1493" target="_blank" >п. 3 ст. 149 НК РФ</a>, по своей природе носит характер налоговой льготы. Соответственно, по требованию инспекции организация должна была представить подтверждающие документы. Поскольку эта обязанность не была исполнена, наложение штрафа правомерно.</p> <p><b>Аналоги</b></p> <p>Постановление ФАС Московского округа от 28.04.2012 № А40-87461/11-99-409</p> <p><b>Рекомендации</b></p> <p>Для применения освобождения от НДС по <a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:10800200:1:1493" target="_blank" >п. 3 ст. 149 НК РФ</a> достаточно, чтобы соблюдались условия <a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:10800200:1:149" target="_blank" >ст. 149 НК РФ</a> (наличие подтверждающих документов, лицензий). Однако если инспекция направляет требование о предоставлении документов, подтверждающих право на освобождение, рекомендуем такие документы представить в десятидневный срок (<a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:10800200:1:933" target="_blank" >п. 3 ст. 93 НК РФ</a>). Отказ от представления грозит налогоплательщику доначислением налога, а нарушение срока представления – штрафом.</p> <p><b> <br /> </b></p> <h3><b>Предприниматель, не имеющий наемных работников, не может учесть в расходах при УСН плату за свое обучение</b></h3> <p>В письме от 24.07.2013 № 03-11-09/29377 Минфин России рассмотрел следующую ситуацию. Предприниматель, не имеющий наемных работников, применяет УСН с объектом налогообложения &quot;доходы минус расходы&quot;. Вправе ли он уменьшить доходы на сумму расходов, которые он понес в связи с обучением на бухгалтерских курсах?</p> <p>Финансовое ведомство разъяснило, что согласно <a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:10800200:1:3461613" target="_blank" >пп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ</a> налогоплательщики, применяющие УСН, учитывают расходы на подготовку и переподготовку кадров, которые состоят в штате налогоплательщика. При этом данные расходы признаются в порядке, предусмотренном <a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:10800200:1:2643" target="_blank" >п. 3 ст. 264 НК РФ</a>. Из этого пункта, в частности, следует, что затраты на обучение включаются налогоплательщиком в расходы в том случае, если обучение проходят работники, заключившие с налогоплательщиком трудовой договор.</p> <p>Предприниматель не относится к категории работников, так как у него отсутствует работодатель, с которым он состоит в трудовых отношениях.</p> <p>Следовательно, предприниматель, не имеющий наемных работников, не вправе учесть в расходах при УСН плату за свое обучение на бухгалтерских курсах.</p> <p>Подробнее о расходах на подготовку и переподготовку кадров см. <a href="http://its.1c.ru/db/taxusn#content:59:1:IssOgl2224" target="_blank" >Справочник &quot;Упрощенная система налогообложения&quot;</a>.</p> <p> <br /> </p> <h3><b>При реализации имущества должника, признанного банкротом, НДС уплачивает налогоплательщик-должник</b></h3> <p>В письме <a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:70314604:1" target="_blank" >от 10.07.2013 № ЕД-4-3/12413@</a> ФНС России рассмотрела вопрос о том, должен ли покупатель имущества банкрота уплачивать НДС в качестве налогового агента. Налоговое ведомство указало, что согласно <a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:70213998:1:1" target="_blank" >п. 1 постановления</a> Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 № 11 при реализации имущества кредитной организации в ходе конкурсного производства цена, по которой оно реализовано, подлежит перечислению покупателем полностью без удержания НДС. Налог в отношении операций по реализации имущества (в том числе предмета залога) кредитной организации, признанной банкротом, уплачивается налогоплательщиком по итогам налогового периода и уплачивается с учетом очередности, установленной <a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:480219:1:500405" target="_blank" >п. 5 ст. 50.40 Федерального закона</a> от 25.02.1999 № 40-ФЗ. Данные разъяснения ВАС РФ подготовлены в целях обеспечения единообразия судебной практики при разрешении вопросов, касающихся уплаты НДС при реализации имущества должника, признанного банкротом. На основании этого ФНС России пришла к выводу, что при реализации имущества должника, признанного банкротом, налог должен уплачивать налогоплательщик-должник.</p> <p>Подробнее об обязанностях налогового агента при приобретении имущества и имущественных прав банкротов см. <a href="http://its.1c.ru/db/taxnds#content:1355:1" target="_blank" >Справочник &quot;Налог на добавленную стоимость&quot;</a>.</p> <p> <br /> </p> <h3><b>Социальный налоговый вычет предоставляется работнику за месяц, в котором пенсионные взносы перечислены в фонд</b></h3> <p>Согласно <a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:10800200:1:21914" target="_blank" >пп. 4</a> и <a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:10800200:1:21915" target="_blank" >5 п. 1 ст. 219 НК РФ</a> налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета по НДФЛ в сумме уплаченных им в налоговом периоде взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения, добровольному пенсионному страхованию и (или) дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. При этом указанные вычеты могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода работодателем, если он удерживал у налогоплательщика и перечислял эти взносы в соответствующие фонды.</p> <p>В письме <a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:70322024:1" target="_blank" >от 26.07.2013 № 03-04-06/29815</a> Минфин России рассмотрел вопрос о том, в каком месяце организация должна предоставить вычет работнику, если страховые взносы удержаны из зарплаты в одном месяце (мае) а перечислены в фонд в другом месяце (июне).</p> <p>Финансовое ведомство разъяснило, что если взносы удержаны в одном месяце, а перечислены в другом месяце, то вычет предоставляется за месяц, в котором были перечислены взносы. Таким образом, в отношении страховых взносов, которые удержаны из зарплаты работника в мае, а перечислены в соответствующий фонд в июне социальный налоговый вычет предоставляется за июнь.</p> <p>Подробнее о социальном налоговом вычете при уплате пенсионных и страховых взносов см. <a href="http://its.1c.ru/db/taxndfl#content:60:1:IssOgl2223" target="_blank" >Справочник &quot;Налог на доходы физических лиц&quot;</a>, также о предоставлении социальных налоговых вычетов см. <a href="http://its.1c.ru/db/staff1c#content:33784:1" target="_blank" >Справочник &quot;Кадровый учет и расчеты с персоналом в программах «1С» &quot;</a></p> <p> <br /> </p> <h3><b>Прием на работу по совместительству в программах &quot;1С:Бухгалтерия Предприятия 8, редакция 3.0&quot;, &quot;1С:Зарплата и Управление персоналом 8&quot; и &quot;1С:Бухгалтерия Предприятия 8, редакция 2.0&quot;</b></h3> <p>В справочник &quot;Кадровый учет и расчеты с персоналом в программах &quot;1С&quot; в раздел <a href="http://its.1c.ru/db/staff1c#content:33924:1" target="_blank" >Учет движения кадров</a> добавлена новая статья по программе &quot;1С:Бухгалтерия Предприятия 8, редакция 3.0&quot;:</p> <ul> <li> <p><a href="http://its.1c.ru/db/staff1c#content:34419:4" target="_blank" >Прием на работу по совместительству</a> - в которой рассматривается порядок регистрации приема на работу по внутреннему совместительству и оформление приказа о приеме работника (работников) на работу.</p> </li> </ul> <p>Также данная статья обновлена по программам: &quot;1С:Зарплата и Управление персоналом 8&quot; и &quot;1С:Бухгалтерия Предприятия 8, редакция 2.0&quot;.</p> <p>Другие новости справочника см. <a href="http://its.1c.ru/db/staff1c#content:33783:1" target="_blank" >здесь</a>.</p> <p> <br /> </p> <h3><b>Упрощенные формы торговых документов в программе &quot;1С:Бухгалтерия 8&quot;</b></h3> <p>В программе &quot;1С:Бухгалтерия 8&quot; операции по поступлению товарно-материальных ценностей (работ, услуг) оформляются документом &quot;Поступление товаров и услуг&quot;, а операции по реализации товаров (работ, услуг) оформляются документом &quot;Реализация товаров и услуг&quot;.</p> <p>Начиная с релиза 3.0.23 конфигурации &quot;1С:Бухгалтерия 8&quot; для регистрации торговых операций можно использовать упрощенные формы документов с сокращенным набором реквизитов, оптимизированные для быстрой и удобной работы.</p> <p>В связи с вышеизложенным в Справочнике хозяйственных операций. 1С:Бухгалтерия 8 обновлены следующие статьи, в которых проиллюстрировано заполнение упрощенных форм торговых документов:</p> <ul> <li> <p><a href="http://its.1c.ru/db/hoosn#content:61:1" target="_blank" >Покупка товаров у поставщика (оплата - поступление)</a> - рассматривается пример, в котором организация, занимающаяся оптовой торговлей, приобретает товары у поставщика. Сначала производится предоплата (100%), затем товары приходуются на склад организации.</p> </li> <li> <p><a href="http://its.1c.ru/db/hoosn#content:66:1" target="_blank" >Продажа товаров в оптовой торговле (отгрузка - оплата)</a> - рассматривается пример, в котором организация, занимающаяся оптовой продажей товаров, продает товары другой организации в соответствии с заключенным договором. Сначала выполняется отгрузка товаров покупателю, затем поступает оплата от покупателя.</p> </li> <li> <p><a href="http://its.1c.ru/db/hoosn#content:245:1" target="_blank" >Выполнение работ (оказание услуг)</a> - рассматривается пример, в котором организация выполняет разовые работы по разработке моделей одежды.</p> </li> <li> <p><a href="http://its.1c.ru/db/hoosn#content:234:1" target="_blank" >Услуги связи (стационарные телефоны)</a> - рассматривается пример, в котором организация учитывает расходы на услуги связи в составе общехозяйственных расходов.</p> </li> </ul> <p>Другие новости справочника см. <a href="http://its.1c.ru/db/hoosn#content:140:1" target="_blank" >здесь</a>.</p> <p> <br /> </p> <h3><b>Компенсация в связи с работой в тяжелых условиях не является возмещением морального вреда, поэтому облагается страховыми взносами</b></h3> <p>На это указал ФАС Поволжского округа в постановлении от 13.06.2013 № А65-34881/2011. В рассматриваемой ситуации работодатель в соответствии с коллективным договором оплачивал сотрудникам труд в повышенном размере, поскольку они были заняты на рабочих местах с вредными условиями труда. Эти выплаты работодатель квалифицировал как возмещение морального вреда, в связи с чем не исчислял с них страховые взносы (<a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:12068559:1:9121" target="_blank" >пп. &quot;а&quot; п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона</a> от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Однако факты причинения вреда здоровью неправомерными действиями или бездействием работодателя не были подтверждены. Суд посчитал, что спорные суммы по своей сути являются денежной компенсацией сотрудникам в связи с их занятостью на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (<a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:12025268:1:147" target="_blank" >ст. 147</a>, <a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:12025268:1:219" target="_blank" >ст. 219 ТК РФ</a>). На основании этого суд пришел к выводу, что данные компенсации следовало облагать страховыми взносами на основании <a href="http://its.1c.ru/db/garant#content:12068559:1:9129" target="_blank" >пп. &quot;и&quot; п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона</a> от 24.07.2009 № 212-ФЗ.</p> <p>Подробнее об отнесении к объекту обложения страховыми взносами отдельных выплат см. <a href="http://its.1c.ru/db/strahvzn#content:132:1:IssOgl2411" target="_blank" >Справочник &quot;Страховые взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование&quot;</a>.</p> </div>

Об изменениях в Налоговом кодексе, о расходах на подготовку кадров, о реализации имущества банкрота

09.08.2013 Отчётность Сопровождение 1С Бюджетным учреждениям

Какие изменения внесены в Налоговый кодекс РФ? Может ли предприниматель, не имеющий наемных работников, учесть в расходах при УСН плату за свое обучение? Кто уплачивает НДС при реализации имущества должника, признанного банкротом? Узнайте об этом и многом другом в новостях 1С:ИТС.

Внесены очередные изменения в первую и вторую части НК РФ

Документ

Федеральный закон от 23.07.2013 № 248-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ"

Комментарий

Федеральный закон от 23.07.2013 № 248-ФЗ внес ряд поправок в Налоговый кодекс РФ. Рассмотрим их подробнее.

Изменен порядок уведомления налоговых органов о деятельности организаций

Теперь налогоплательщики не должны уведомлять инспекцию о своем участии в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью (пп. "а" п. 4 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Не нужно также уведомлять налоговиков и о реорганизации и ликвидации юридического лица (пп. "б" п. 4 ст. 1 Федерального законаот 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Данные изменения вступают в силу с 24 августа 2013 года, за исключением отдельных положений.

Уточнен порядок направления инспекциями документов, способ представления которых прямо не установлен НК РФ

Так, если порядок передачи документов, направляемый налоговыми органами при реализации их полномочий в сфере налоговых правоотношений, прямо не прописан в НК РФ, они направляются лицу, которому адресованы, или его представителю под расписку, заказным письмом или могут быть переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. При этом если лицо обязано представлять декларацию в электронной форме, то инспекция отсылает ему эти документы по телекоммуникационным каналам связи (п. 5 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Данные изменения вступают в силу с 24 августа 2013 года, за исключением отдельных положений.

Расширен перечень обязанностей налоговых органов

Инспекции обязаны теперь представлять налогоплательщикам справки о состоянии расчетов по процентам, об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов.

Справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам выдаются в течение 5 дней, а справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов – в течение 10 дней со дня поступления в инспекцию соответствующего запроса (пп. "а" п. 6 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

На налоговые органы также возложена обязанность предоставлять выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков (пп. "г" п. 6 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Данные изменения вступают в силу с 24 августа 2013 года, за исключением отдельных положений.

Уточнен порядок взыскания налога, сбора, пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах в банках и электронных денежных средств

Комментируемый закон определил перечень случаев, когда решение инспекции на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика может приостанавливаться (пп. "б" п. 7 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ). Это может происходить:

  • при принятии инспекцией решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога;
  • при наложении ареста на денежные средства (электронные денежные средства) налогоплательщика (налогового агента), находящиеся в банках;
  • по решению вышестоящего налогового органа в случаях, предусмотренных НК РФ.

При этом действие поручения на списание и перечисление средств возобновляется по решению инспекции об отмене приостановления.

Кроме того, установлен перечень оснований, по которым инспекция может отозвать неисполненные (полностью или частично) поручения на списание и перечисление денег. К таким основаниям относятся:

  • изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа в соответствии с главой 9 НК РФ;
  • исполнение обязанности налогоплательщиком, в том числе в связи с произведенным зачетом;
  • списание недоимки, задолженности по пеням и штрафам, процентов, признанных безнадежными к взысканию в соответствии с со ст. 59 НК РФ;
  • уменьшение сумм налога, сбора, пени по уточненной налоговой декларации;
  • если банк предоставил инспекции информацию об остатках денежных средств на других счетах (остатках электронных денежных средств) налогоплательщика в целях исполнения решения о взыскании.

Данные изменения вступают в силу с 24 августа 2013 года, за исключением отдельных положений.

Установлен порядок округления суммы налогов

Теперь указано, что сумма налога исчисляется в полных рублях. При этом сумма менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 и более копеек округляется до полного рубля (п. 9 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Напомним, что ранее такой порядок был установлен только для НДФЛ.

Данное изменение вступает в силу с 1 января 2014 года.

Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежной

Теперь установлено еще одно основание, по которому недоимка и задолженность по пеням и штрафам признается безнадежной к взысканию. Это вынесение постановления о прекращении исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания недоимки в случае, если через пять лет с даты ее образования ее размер в совокупности с размером задолженности по пеням и штрафам не превышает 100 тыс. рублей для организации и 10 тыс. рублей для граждан (пп. "а" п. 10 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ, п. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ).

При этом соответствующее решение принимается налоговым органом по месту учета налогоплательщика (пп. "б" п. 10 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Данные изменения вступают в силу с 24 августа 2013 года, за исключением отдельных положений.

Скорректирован порядок изменения срока уплаты налога и сбора, пени и штрафа

Комментируемый закон внес коррективы в порядок изменения срока уплаты налога и сбора, пени и штрафа. Так, заявление о предоставлении инвестиционного кредита теперь не обязательно подавать одновременно с заявлением об отсрочке или рассрочке по уплате налога и (или) сбора (пп. "а" п. 12 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Кроме того, установлено, что изменение срока уплаты налога и сбора может быть обеспечено, помимо залога имущества и поручительства, еще и банковской гарантией (пп. "б" п. 12 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Данные изменения вступают в силу с 24 августа 2013 года, за исключением отдельных положений.

Изменен срок направления требования об уплате налога по результатам налоговой проверки

Он составляет теперь 20 дней, ранее был установлен срок 10 дней. При этом, если недоимка и задолженность по пеням и штрафам, относящейся к ней, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога направляется налогоплательщику не позднее одного года со дня ее выявления. Аналогичный срок установлен и для требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов (подпункты "б" и "в" п. 17 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Данные изменения вступают в силу с 24 августа 2013 года, за исключением отдельных положений.

Банковская гарантия – новый способ обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов теперь может обеспечиваться не только залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика, но и банковской гарантией (пп. 19 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Так, п. 2 ст. 74.1 НК РФ устанавливает, что в силу банковской гарантии банк (гарант) обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налога и соответствующих пеней, если последний не сделает это сам в установленный срок. При этом предоставить ее может лишь банк, включенный в перечень, утвержденный Минфином России.

Кроме того, установлен перечень требований, предъявляемых к банковской гарантии (п. 19 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ):

  • она должна быть безотзывной и непередаваемой;
  • не может содержать указание на представление налоговым органом гаранту документов, которые не предусмотрены ст. 74.1 НК РФ;
  • срок банковской гарантии должен превышать срок исполнения обязанности по уплате налога не менее чем на 6 месяцев;
  • сумма гарантии должна покрывать в полном объеме обязанности налогоплательщика по уплате налога и пеней, если иное не предусмотрено НК РФ;
  • она должна предусматривать применение налоговым органом мер по взысканию с гаранта сумм, если он не выплатил их в установленный срок.

Необходимо отметить, что указанная гарантия обязательна для исполнения банком. При этом единственным основанием для отказа в удовлетворении требований инспекции для гаранта является окончание срока, на который гарантия выдана. Данные изменения вступают в силу с 1 октября 2013 года.

Изменен порядок наложения ареста на имущество

Нововведением является тот факт, что по просьбе организации-налогоплательщика инспекция может заменить арест имущества залогом (пп. "в" п. 21 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Необходимо отметить, что теперь инспекция может наложить арест на имущество организации до вынесения решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика. Это возможно после вынесения решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах в банках (электронных денежных средств) в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ (пп. "а" п. 21 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ). При этом арест возможен только в случае, если на счетах организации выявлен недостаток или отсутствие денежных средств (отсутствуют электронные денежные средства) или если у инспекции нет информации о счетах организации (реквизитах корпоративного электронного средства платежа).

Данные изменения вступают в силу с 24 августа 2013 года, за исключением отдельных положений.

Изменен порядок определения места нахождения транспортных средств

Так, местом нахождения транспортных средств, не являющихся морским, речным и воздушным транспортом, признается место нахождения (жительства) их собственника (пп. "в" п. 24 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ). Ранее местом их нахождения также признавалось место государственной регистрации.

Изменены сроки представления письменных возражений

Увеличен срок представления возражений на результаты налоговой проверки. Теперь он составляет один месяц (п. 30 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ). Напомним, что ранее возражения по акту налоговой проверки надо было предоставить в течение 15 дней с момента его получения.

Следует также отметить, что комментируемым законом изменен порядок производства по делам о правонарушениях. Так, увеличен срок для представления в налоговый орган письменных возражений по акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям. Он составляет один месяц (пп. "а" п. 32 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Кроме того, установлен срок, в течение которого инспекция обязана ознакомить лицо, в отношении которого проведена налоговая проверка, с материалами проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. Он составляет 2 дня (пп. "а" п. 31 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Обнаруженная в ходе налоговой проверки сумма излишне возмещенного налога признается недоимкой

Комментируемым законом установлено, что обнаруженная в ходе налоговой проверки сумма излишне возмещенного налога признается недоимкой со дня фактического получения налогоплательщиком средств (в случае возврата налога) или со дня принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению (в случае зачета налога). Такие нововведения отражены в пп. "б" п. 31 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ.

Данные изменения вступают в силу с 24 августа 2013 года, за исключением отдельных положений.

Ответственность за налоговые правонарушения

Изменена формулировка п. 2 ст. 126 НК РФ. Теперь за непредставление сведений о налогоплательщике к ответственности могут привлекаться не только организации, но и физические лица (пп. "а" п. 35 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ). При этом размер штрафа для физических лиц ограничен тысячей рублей.

Данное изменение вступает в силу с 1 января 2014 года.

Кроме того, изменению подверглась формулировка абз. 3 п. 3 ст. 120 НК РФ. Из данной нормы убрано указание на субъект правонарушения – налогоплательщики. Исходя из этого, можно сделать вывод, что к ответственности за грубые нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения может быть привлечен не только налогоплательщик, но и налоговый агент (пп. "б" п. 34 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Помимо этого, ответственность в рамках данной нормы распространяется теперь и на предпринимателей (пп. "а" п. 34 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Комментируемый закон внес изменения в порядок привлечения к ответственности за отказ от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки. Ранее за эти деяния наступала ответственность по ст. 129.1 НК РФ. С 1 января 2014 года ответственность за них будет наступать по ст. 126 НК РФ. При этом по ст. 129.1 НК РФ инспекция сможет привлечь за непредставление (несвоевременное представление) истребуемой информации (пп. "б" п. 29 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Данные изменения вступают в силу с 24 августа 2013 года, за исключением отдельных положений.

Изменен порядок возврата (зачета) НДС

Теперь, если налогоплательщик не представил заявление о возврате (зачете) НДС до дня вынесения решения о возмещении, то налог возвращается в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ. При этом положения п.п. 7 – 11 ст. 175 НК РФ, регламентирующие начисление процентов за несвоевременное возмещение налога, применяться не будут.

Изменения коснулись и заявительного порядка возмещения НДС. Так, срок банковской гарантии в данном случае должен истекать не ранее чем через восемь месяцев со дня подачи декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Данные изменения вступают в силу с 1 октября 2013 года.


Право на применение освобождения по НДС по п. 3 ст. 149 НК РФ необходимо подтверждать по требованию налогового органа

Документ

Постановление ФАС Уральского округа от 08.07.2013 № Ф09-5197/12

Ситуация

Организация осуществляла операции займа, которые освобождаются от обложения НДС (пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ). Во время камеральной проверки инспекция истребовала документы по операциям займа, чтобы налогоплательщик подтвердил право на освобождение от НДС. Организация посчитала, что требование налогового органа необоснованно, поскольку запрос такого подтверждения не предусмотрен Налоговым кодексом РФ (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Позиция налогового органа

Налогоплательщик должен был доказать, что правомерно не облагал НДС операции займа. Для этого следовало представить истребованные налоговым органом документы (п. 6 ст. 88 НК РФ). Поскольку эта обязанность не была исполнена в срок, инспекция привлекла организацию к ответственности по ст. 126 НК РФ.

Позиция суда (решение в пользу налогового органа)

Суд встал на сторону инспекции и указал следующее.

При проведении камеральных проверок налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие их право на эти льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог (п. 1 ст. 56 НК РФ). Таким образом, освобождение от исполнения обязанностей по уплате НДС, предусмотренное п. 3 ст. 149 НК РФ, по своей природе носит характер налоговой льготы. Соответственно, по требованию инспекции организация должна была представить подтверждающие документы. Поскольку эта обязанность не была исполнена, наложение штрафа правомерно.

Аналоги

Постановление ФАС Московского округа от 28.04.2012 № А40-87461/11-99-409

Рекомендации

Для применения освобождения от НДС по п. 3 ст. 149 НК РФ достаточно, чтобы соблюдались условия ст. 149 НК РФ (наличие подтверждающих документов, лицензий). Однако если инспекция направляет требование о предоставлении документов, подтверждающих право на освобождение, рекомендуем такие документы представить в десятидневный срок (п. 3 ст. 93 НК РФ). Отказ от представления грозит налогоплательщику доначислением налога, а нарушение срока представления – штрафом.


Предприниматель, не имеющий наемных работников, не может учесть в расходах при УСН плату за свое обучение

В письме от 24.07.2013 № 03-11-09/29377 Минфин России рассмотрел следующую ситуацию. Предприниматель, не имеющий наемных работников, применяет УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы". Вправе ли он уменьшить доходы на сумму расходов, которые он понес в связи с обучением на бухгалтерских курсах?

Финансовое ведомство разъяснило, что согласно пп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, учитывают расходы на подготовку и переподготовку кадров, которые состоят в штате налогоплательщика. При этом данные расходы признаются в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 264 НК РФ. Из этого пункта, в частности, следует, что затраты на обучение включаются налогоплательщиком в расходы в том случае, если обучение проходят работники, заключившие с налогоплательщиком трудовой договор.

Предприниматель не относится к категории работников, так как у него отсутствует работодатель, с которым он состоит в трудовых отношениях.

Следовательно, предприниматель, не имеющий наемных работников, не вправе учесть в расходах при УСН плату за свое обучение на бухгалтерских курсах.

Подробнее о расходах на подготовку и переподготовку кадров см. Справочник "Упрощенная система налогообложения".


При реализации имущества должника, признанного банкротом, НДС уплачивает налогоплательщик-должник

В письме от 10.07.2013 № ЕД-4-3/12413@ ФНС России рассмотрела вопрос о том, должен ли покупатель имущества банкрота уплачивать НДС в качестве налогового агента. Налоговое ведомство указало, что согласно п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 № 11 при реализации имущества кредитной организации в ходе конкурсного производства цена, по которой оно реализовано, подлежит перечислению покупателем полностью без удержания НДС. Налог в отношении операций по реализации имущества (в том числе предмета залога) кредитной организации, признанной банкротом, уплачивается налогоплательщиком по итогам налогового периода и уплачивается с учетом очередности, установленной п. 5 ст. 50.40 Федерального закона от 25.02.1999 № 40-ФЗ. Данные разъяснения ВАС РФ подготовлены в целях обеспечения единообразия судебной практики при разрешении вопросов, касающихся уплаты НДС при реализации имущества должника, признанного банкротом. На основании этого ФНС России пришла к выводу, что при реализации имущества должника, признанного банкротом, налог должен уплачивать налогоплательщик-должник.

Подробнее об обязанностях налогового агента при приобретении имущества и имущественных прав банкротов см. Справочник "Налог на добавленную стоимость".


Социальный налоговый вычет предоставляется работнику за месяц, в котором пенсионные взносы перечислены в фонд

Согласно пп. 4 и 5 п. 1 ст. 219 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета по НДФЛ в сумме уплаченных им в налоговом периоде взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения, добровольному пенсионному страхованию и (или) дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. При этом указанные вычеты могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода работодателем, если он удерживал у налогоплательщика и перечислял эти взносы в соответствующие фонды.

В письме от 26.07.2013 № 03-04-06/29815 Минфин России рассмотрел вопрос о том, в каком месяце организация должна предоставить вычет работнику, если страховые взносы удержаны из зарплаты в одном месяце (мае) а перечислены в фонд в другом месяце (июне).

Финансовое ведомство разъяснило, что если взносы удержаны в одном месяце, а перечислены в другом месяце, то вычет предоставляется за месяц, в котором были перечислены взносы. Таким образом, в отношении страховых взносов, которые удержаны из зарплаты работника в мае, а перечислены в соответствующий фонд в июне социальный налоговый вычет предоставляется за июнь.

Подробнее о социальном налоговом вычете при уплате пенсионных и страховых взносов см. Справочник "Налог на доходы физических лиц", также о предоставлении социальных налоговых вычетов см. Справочник "Кадровый учет и расчеты с персоналом в программах «1С» "


Прием на работу по совместительству в программах "1С:Бухгалтерия Предприятия 8, редакция 3.0", "1С:Зарплата и Управление персоналом 8" и "1С:Бухгалтерия Предприятия 8, редакция 2.0"

В справочник "Кадровый учет и расчеты с персоналом в программах "1С" в раздел Учет движения кадров добавлена новая статья по программе "1С:Бухгалтерия Предприятия 8, редакция 3.0":

  • Прием на работу по совместительству - в которой рассматривается порядок регистрации приема на работу по внутреннему совместительству и оформление приказа о приеме работника (работников) на работу.

Также данная статья обновлена по программам: "1С:Зарплата и Управление персоналом 8" и "1С:Бухгалтерия Предприятия 8, редакция 2.0".

Другие новости справочника см. здесь.


Упрощенные формы торговых документов в программе "1С:Бухгалтерия 8"

В программе "1С:Бухгалтерия 8" операции по поступлению товарно-материальных ценностей (работ, услуг) оформляются документом "Поступление товаров и услуг", а операции по реализации товаров (работ, услуг) оформляются документом "Реализация товаров и услуг".

Начиная с релиза 3.0.23 конфигурации "1С:Бухгалтерия 8" для регистрации торговых операций можно использовать упрощенные формы документов с сокращенным набором реквизитов, оптимизированные для быстрой и удобной работы.

В связи с вышеизложенным в Справочнике хозяйственных операций. 1С:Бухгалтерия 8 обновлены следующие статьи, в которых проиллюстрировано заполнение упрощенных форм торговых документов:

Другие новости справочника см. здесь.


Компенсация в связи с работой в тяжелых условиях не является возмещением морального вреда, поэтому облагается страховыми взносами

На это указал ФАС Поволжского округа в постановлении от 13.06.2013 № А65-34881/2011. В рассматриваемой ситуации работодатель в соответствии с коллективным договором оплачивал сотрудникам труд в повышенном размере, поскольку они были заняты на рабочих местах с вредными условиями труда. Эти выплаты работодатель квалифицировал как возмещение морального вреда, в связи с чем не исчислял с них страховые взносы (пп. "а" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Однако факты причинения вреда здоровью неправомерными действиями или бездействием работодателя не были подтверждены. Суд посчитал, что спорные суммы по своей сути являются денежной компенсацией сотрудникам в связи с их занятостью на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 147, ст. 219 ТК РФ). На основании этого суд пришел к выводу, что данные компенсации следовало облагать страховыми взносами на основании пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Подробнее об отнесении к объекту обложения страховыми взносами отдельных выплат см. Справочник "Страховые взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование".

Дополнительную информацию вы можете получить по телефону

+7 (3952) 78-00-00

Все новости

Дополнительная информация по телефону

+7 (3952) 78-00-00

Хотите быть в курсе последних новостей?

Подпишитесь на рассылку: новости, акции, мероприятия и полезная информация.

Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных